| О.В. Докучаева - Почетный гражданин посёлка
Краеведы средней школы №4 п. Песковка изучили жизненный путь почетного гражданина поселка Докучаевой Ольги Васильевны. Они рабо-тали над данной темой в течение двух лет. Собраны и проанализированы воспоминания коллег, родных (дочери, сына, внуков), изучены материалы семейного альбома Докучаевых, периодической печати, материалы краеведческого музея. Поисковая работа помогла осознать роль малой родины в жизни страны. Мы гордимся своими земляками, которые внесли большой вклад в развитие нашего поселка и родного края. Жила-была в Песковке девчонка Оленька в средней по той давней поре семье: мать-домохозяйка, отец-инвалид да еще три сестренки. Времена были тогда потруднее нынешних – 30 – 40-е годы. Промышленность едва набирала обороты. Песковский литейный завод работал почти полностью на своем сырье: песок, глина, руда, вода. Отец на заводе чуть не убился, мать, хоть и считалась домохозяйкой, но тоже была на подсобных работах: чурки в обжиговой печи жгла, руду в шахты поднимала. Но вот вроде бы стали полегче жить. Отец поправился, охотой стал промышлять, плотничать. Мать по дому больше хлопотала. Девчонки под-росли, по хозяйству помогать стали. А Оля уж очень учиться хотела и не только учиться, но и других учить. Мать на сданные лесные ягоды кой- ка-кую одежонку старшенькой справила, что-то из старого перешила, (мастерица была шить) и отправила дочь в Омутнинское педучилище. Хоть и трудно было, а училась Оля легко и с удовольствием, особенно по гуманитарным предметам. На выходные домой бегала, пятьдесят с лишним километров. Ездить-то дорого, ну а если попутка подвернется, то, слава Богу. С мешком картошки за спиной и палкой – выручалкой в руках в любую погоду - снова в Омутнинск. Окончила училище в 1940 году. И пришла в Песковскую среднюю школу заводная пионервожатая. Значок ГТО на груди, «Ворошиловский стрелок”, и даже 18 прыжков с парашютом. Вот это девчонка! На современном уровне. Но не долго хорошему было быть. Грянула война. Терпела Оленька, терпела,… Мужиков забирают, парни все на фронт ушли, а от ее семьи совсем некому идти: одни бабы, да отец – инвалид. Из воспоминаний О.В. Фроловой (Докучаевой): «Оказывается и добровольцем стать тоже нелегко. Одного желания было далеко недостаточно. С начала войны был объявлен набор добровольцев- комсомольцев девушек. Набор был под Москву зенитчиками. Заманчиво. Я в то время работала старшей пионервожатой нашей школы. Мою просьбу не удовлетворили по той причине, что все учителя мужчины ушли на фронт, был большой недостаток в кадрах и меня, учительницу начальных классов, и использовали на всякие замены. Дескать, и в тылу нужны люди. Осталась работать, но с решением во что бы то ни стало уйти в какой – либо подходящий момент. В мае 1942 года вновь появился призыв девушек – добровольцев, но сейчас уже на ленинградский фронт – на флот и о добровольности не было объявлено, т.к. заявлений было более, чем достаточно. Объявили только день медицинской комиссии. Узнать об этом удалось совсем случайно. Я ездила в г. Омутнинск за заработной платой и зашла в РК ВЛКСМ, где узнала, что идёт комиссия уже набранных новобранцев. Недолго думая, я без повестки явилась на комиссию. Но на флот берут только со 100% зрением, а у меня на один глаз 0,8, а на другой 0,6. Как быть? Решение созрело мгновенно: выучить зрительную таблицу наизусть. Зашла с одной группой проверяемых, списала третью строчку снизу (всех спрашивали именно её), вышла, вызубрила и смело зашла на осмотр. Все процедуры прошла, осталось только зрение. Сердце бьётся как у зайца. Приказали закрыть правый глаз и читать зазубренную строчку – прочитала. Приказали закрыть другой глаз и читать эту же строчку в обратном направлении – прочитала. Записали в медицинскую карточку, что зрение – единица. Радости моей не было предела. Иду в следующую так называемую мандатную комиссию, которая окончательно оформляет призыв. О, ужас! Тут сидит секретарь РК ВЛКСМ. Как она меня отругала за такую смелость. Я упорно стою на своём, наконец, мне приказали выйти из кабинета и больше не появляться. Что делать? Вновь подскочила дерзская мысль – не уходить, сесть на стул и сидеть, пока не отправят. И села. Секретарь хотела взять меня за рукав и вывести, но спасибо военкому, он заступился. Подвинул к себе список, дескать, таких нам и надо. Повестку на сборный пункт пришлось ждать целый месяц. Вторая комиссия была в г.Кирове. Подходила ко всем врачам, а к глазному не пошла, а когда спросили, почему нет отметки, заявила, что только что была и сказали, что зрение – единица. Поверили! Моё желание было выполнено». Ушла Ольга на фронт добровольцем. Попала она в школу связи им. А.С. Попова Учебного отряда Северо – Балтийского флота в г.Кронштадте, которая готовила связистов для флота. Курсы обучения пролетели быстро. При расформировании специалистов по воинским частям, как отличник боевой и политической подготовки, она была оставлена в кадровом составе при Учебном отряде для обучения нового поколения моряков в качестве преподавателя по специальности с присвоением звания старший краснофлотец, а затем старшины второй статьи. Учебный отряд в Кронштадте был боевой частью, т.к. наряду с обучением специалистов нового пополнения кадровый состав школы держал оборону Кронштадта и острова с его фортами. Кроме того постоянно несли вахту на Кронштадском боевом узле связи. А вот почти все ее девчонки, с которыми сначала сама обучалась, в первом десанте погибли. Об этом сейчас книга написана под названием "Десантницы”. Из воспоминаний Н. Новикова, участника обороны Ленинграда и Советского Заполярья: «В тяжёлое время блокады Ленинграда служил я на эскадронном миноносце «Сильный» Балтийского флота. Весной 1942 года мы сделали переход – прорыв из Ленинграда в Кронштадт. В ноябре 1943 года меня вызвал командир миноносца и приказал срочно доставить секретный пакет командующему Кронштадской военно – морской базой адмиралу Левченко. В сопровождении матроса отправился выполнять приказ. Вдруг начался артиллерийский обстрел Кронштадта. Впереди показался трёхэтажный кирпичный дом. В середине распахнутые широкие ворота. И только мы вошли в эти ворота, как на крыльцо дома выбежала де-вушка в морской форме. Она на секунду остановилась, посмотрела вокруг и вдруг бросилась бежать в нашу сторону. Пока я соображал, что к чему, девушка тем временем приблизилась ко мне и сходу сбила меня с ног, а сама по инерции перелетела через меня. Лёжа на земле, она часто повторяла одно и то же: «Лежите, лежите…» И вот совсем близко новый разрыв артснаряда. Сопровождавший меня матрос убит наповал. Я мелкими осколками ранен в левую ногу и верхнюю губу. Девушка, сказав, лежите, побежала в дом. Она быстро возвратилась и перевязала мои раны. Я внимательно посмотрел на девушку – матроса и спросил: « Кто ты такая и как оказалась в этом доме?» А девушка, улыбнувшись, ответила: « Я не оказалась в этом доме, а несу дежурство. С третьего этажа мне хорошо было видно, где рвались снаряды. Вначале это было далеко, а потом всё ближе и ближе. Вы шли навстречу своей гибели. Вот я и решила, что морячков надо выручать…А зовут меня Оля Фролова». Так состоялось моё неожиданное знакомство с этой отважной девуш-кой Ольгой Фроловой. А секретный пакет был доставлен адмиралу в срок. Прошло некоторое время, я разыскал свою спасительницу. Она была радиотелеграфисткой в Кронштадской школе связи. После снятия блокады Ленинграда связь с Ольгой Васильевной пре-рвалась. Кончилась война. Долго и настойчиво я искал свою спасительницу. Всё безрезультатно. Только в 1984 году мне удалось разыскать Ольгу Васильевну и установить с ней связь. В этом мне помогли многие работники архивов, райвоенкоматов, милиции, но, в основном, сотрудники районной газеты « Ленинец». После 42 лет неизвестности, мы встретились с Ольгой Васильевной Фроловой – Докучаевой в её родной Песковке. Вспомнили свою боевую молодость и главное, тот её самоотверженный поступок, спасший мне жизнь. Вспомнили потому, что это был не просто поступок, а своеобразный подвиг юной Оли Фроловой, служившей в те тяжёлые годы блокады Ленинграда на Балтийском флоте». То, что испытала и видела Ольга в блокадном Ленинграде, трудно передать: холод, цингу, умирающих от голода людей, трупы на улицах будущего города-героя. Люди съели все, даже мышей и крыс. Она не любила вспоминать все это. А вот какие песни пели, как редкие свободные минуты проводили, как за каждого на экзаменах тряслись, как вместе военно-полевое хозяйство вели, - вспоминала с удовольствием и рассказывала потом своим ученикам и детям. Молодость - сама по себе великая радость. Ноги слабеют от голода, глаза плохо видят, в желудке привычное жжение, но находилось место веселой шутке, песне, приплясу (на кучке снега, в мороз, при бомбежке, в предновогоднюю ночь на Финском заливе чечетку училась плясать). Вот такую закалку прошла Ольга Васильевна Фролова в ту Великую войну. Стальную закалку! В Кронштадте её нашёл будущий муж, песковчанин Павел Докучаев. И в 1948 году Оленька Фролова стала Докучаевой. Из-за ранения мужу нельзя было жить в Кронштадте, поэтому ей пришлось отказаться от предложенной работы завучем в Кронштадской школе. С верой, надеждой и огромным желанием – созидать – вернулись они в Песковку. Снова любимая школа, любимая работа. В 1953 году Ольга поступила в Кировский педагогический институт. А учиться – то было некогда. В семье появилась дочь. Благодаря огромной силе воли, феноменальной памяти и всепоглощающему желанию учиться, за одну сессию она сдавала две. Закончила шестилетний курс обучения за три года экстерном. После окончания учебы, осенью, родился сын. А поселок рос, ширился, богател. Появилась необходимость в строительстве еще одной школы. В 1959 году директором строящейся восьмилетней школы №16 стала Ольга Васильевна Докучаева. Школа превратилась в ее второй дом. Подобрался прекрасный педагогический коллектив. Каждый вкладывал в свою работу душу, ведь иначе в учительском труде нельзя. А какие дела делали! Все новшества на учительском фронте почти первыми в области внедряли. Кабинетная система – пожалуйста. Лингафонный кабинет выбили и сами собрали. Пришкольное хозяйство снабжало овощами, ягодами и даже мясом школу почти на весь учебный год. Муж Ольги Васильевны, Павел Михайлович, работавший тогда учителем труда, вместе с ребятами собрал из "шихты ” грузовой автомобиль, прослуживший много лет школе верой и правдой. Ремонт учебного здания делался только детьми и учителями. Наверное, за это и любили школу дети, потому что все в ней было их руками сделано. Жизнь кипела с раннего утра и до позднего вечера, даже в выходные и каникулы. Чтобы перевести здание на отопление жидким топливом, Ольга Ва-сильевна поехала в Москву, в Госплан, так как не смогла убедить в полезности этого местное начальство. При всех своих наградах, которые подействовали, как волшебный ключик, без вызова явилась она туда и получила "добро”. А дома ее ждал выговор по всем линиям за "партизанщину” и "прыжки через голову”. Ничего, стерпела. Главное – в школе стало теплее и чище, кочегарам стало легче работать. Фронтовик – он и в школе фронтовик. "Зарница” – это самая любимая игра школьников. Играли в нее всерьез, во главе с директором. Дети знали флажковую сигнализацию и азбуку "Морзе” как разговорный язык. Смотры художественной самодеятельности, спортивные соревнования, туризм, кружки по изготовлению игрушек, изобразительному искусству, военно-патриотический кружок. И все, что ни организовывала Ольга Васильевна, она знала сама, изучала до тонкостей. Особо хочется вспомнить семидесятые годы, когда на сцене Песков-ского Дома Досуга школьники ставили спектакли. Костюмы они шили сами. А главным организатором была Галина Васильевна Смехова (сестра Ольги Васильевны), библиотекарь, лаборант школы. На выставках самодеятельного детского творчества самые лучшие поделки – из Песковской школы №16. Даже дымковскую игрушку из глины лепили. Любили и умели праздники встречать. На всех демонстрациях "изю-минкой” была колонна школы №16. Речь директора пробирала даже самые черствые сердца. Выдержки из статьи сотрудника военкомата А. Мальшакова, опубликованной в районной газете «Ленинец» №30 7.03. 1978г.: «…Ольга Васильевна находит время для общественной работы. Без её участия в посёлке не проходит ни одного мероприятия, тем более связанного с патриотическим воспитанием трудящихся, молодёжи. Будь то празднование Дня Советской Армии и Военно – Морского Флота, Победы. Иль встреча поколений, торжественные проводы юношей на службу. Да и как участница войны Ольга Васильевна часто выступает с докладами и беседами в трудовых и школьных коллективах. Школьный уголок боевой славы с богатейшим материалом – это тоже её инициатива. Слушать Ольгу Васильевну мало сказать интересно. Её выступления заставляют задуматься, вспомнить нам, живым, о тех кто погиб во имя мира и счастья на советской земле, за светлое настоящее и будущее наших детей…» После выхода на пенсию Ольга Васильевна занималась военно-патриотическим воспитанием детей, вела поисковую работу. Ею созданы альбомы о ветеранах войны, руководителях (председателях) поселка советского периода. Из небольших их биографий и жизненных подвигов создается биография поселка, страны. В 1989 по решению поселкового совета Ольге Васильевне было присвоено звание Почетного Гражданина Песковки. Да, действительно достойный человек: ветеран войны и труда, Отличник просвещения, заслуженный учитель, депутат поселкового совета многих созывов, бессменный директор (20 лет) теперь уже средней школы №16. А еще она прекрасный товарищ, замечательная жена (25 лет была ”медсестрой” при больном муже), мать, бабушка. На домашних празднест-вах, которые проводились ежегодно в майские праздники, и где собиралось все культурное общество поселка, она постоянно удивляла каким-нибудь новым замечательным блюдом. Ее сад славился по поселку, да и в районе о нем знали. Из яблок и ягод на стол подавались вина с двух-. трехлетней выдержкой. А фотографии с этих праздников были готовы уже на следующий день. На вопрос: «Когда ты успела все это сделать?”, она только весело смеялась. Трудно сказать, что не умела эта женщина: шила, рисовала, пела, прекрасно танцевала, увлекалась фотографией, водила машину (но из принципа не садилась за руль), постоянно была в хорошей физической форме. В 60 с лишним лет она могла сделать сложные упражнения на брусьях или на кольцах, сводить детей в зимний лыжный поход, при подготовке к "Зарнице” сама обучала детей, как ползать по-пластунски. И все у нее получалось, и все она доводила до логического конца. И до конца своих дней она оставалась ветераном, поддерживала связь со своими однополчанами. Каким счастьем светилось ее лицо, когда она возвращалась после встреч с ними из Кронштадта. Это было глотком свежего воздуха, огромным зарядом бодрости. И умерла она в один из почитаемых ею праздников, 28 июля 1991 года - День Военно-Морского Флота, в возрасте 69 лет. Вот уже 17лет нет с нами этого человека. Она прожила большую, яр-кую, полную испытаний и побед жизнь. Но ее будут помнить ученики, де-ти, последователи. Достойны подражания человеческие качества Ольги Васильевны: трудолюбие, честность, организованность, преданность делу, патриотизм, умение видеть и понимать людей. Мы обязаны помнить таких людей - созидателей нашей прекрасной Родины, чтобы сохранять то доброе, что должно быть в людях.
Школа связи город Кронштадт 1942 год
учебный отряд Северо-Балтийского флота
1989 г. Решение о присвоении звания ПОЧЁТНЫЙ ГРАЖДАНИН ПОСЁЛКА ПЕСКОВКА
Библиография
1.Личный альбом Ольги Васильевны Докучаевой 2. Воспоминания О.В. Докучаевой. 3. Воспоминания родных, коллег, учеников. 4. Е.Зайлер. Оля, Оленька, Ольга Васильевна. Газета "Наша жизнь” №98,2001(Омутнинского района Кировской области) 5. Н.Новиков. Подвиг радиотелеграфистки. Газета « Ленинец» №23,1984. (Омутнинского района Кировской области) 6. А. Овечкин. Молода душой. Газета « Ленинец» №42, 1981. (Омутнинского района Кировской области) 7. А. Мальшаков. Педагог. Газета « Ленинец» №30, 1978. (Омутнинского района Кировской области)
| |